Светлана Копылова: «Я хочу, чтобы души немножечко умягчились»

Слушать ее песни-притчи, песни-баллады не всегда легко. Не потому что песни ее публике не нравятся (кто был на концертах Светланы Копыловой, знает, как долго не отпускают ее зрители), а потому что эти песни затрагивают в душах людей то, что не всегда хочется вытаскивать на свет, то, о чем мы не хотели бы вспоминать. Жить, забыв про то, что «душа обязана трудиться и день, и ночь», в чем-то проще. И в нашей повседневной суете и текучке мы стараемся не беспокоить те затаенные уголки нашей души, где храним не самый свой лучший жизненный багаж.

1-я статья 1

— Если мне удалось затронуть какие-то струны души человека, то наверняка это будет иметь какое-то продолжение. Это такое маленькое семечко, которое Господь, в данном случае — через меня, в других — через кого-то другого, бросает в почву, — говорит Светлана. — Как известно, почва бывает каменистая, бывает плодородная. Поэтому не всегда зерно прорастает легко и быстро. Но мне хочется верить, что даже через каменистую почву зерно все же пробьется. А то, что не каждому хочется снова окунаться в прошлое, переживать, а тем более считать себя виноватым, пересматривать что-то в себе, каяться, — вполне объяснимо. У меня был случай, когда во время исполнения песни о нерожденном младенце женщина с рыданиями выбежала из зала. Сначала я подумала, что она не вернется, а потом увидела ее, заплаканную, в дверях. Она простояла там до конца.
Мы говорили со Светланой после концерта, состоявшегося недавно в Петербурге. Она много гастролирует. Тверь, Владикавказ, Екатеринбург, Рязань, Иркутск, Ярославль — это лишь малая часть городов, где она выступала только в этом году. Песни Светланы Копыловой знают не только в России, но и далеко за ее пределами. Поклонников ее творчества можно встретить в Польше, Болгарии, Германии, Украине и других странах. Уже после интервью от своих знакомых в Иерусалиме я узнала, что им дали диски с песнями Светланы Копыловой монахи одного из монастырей на Святой Земле. Как рассказала Светлана, недавно ей позвонили организаторы концерта в Севастополе и сказали, что одна из женщин, побывавших на ее выступлении, решила креститься.
— Такие случаи для меня — самые ценные. Я считаю, что для этого я, может, и вышла на сцену, а может (если это не прозвучит слишком громко), и родилась, — говорит Светлана Копылова. — Но, опять-таки, я не приписываю это ни в коем случае себе. Ясно, что Господь мне дал талант, ясно, что я должна служить по мере сил, с полной отдачей. А Господь уже творит чудеса с людьми, Он раскрывает их сердца. И сердца умягчаются. На глазах появляются слезы. Ко мне подошел человек и поделился, что проплакал весь концерт. Я сказала: «Ну простите, пожалуйста». А он: «Да что вы, я очень рад. Ведь это слезы очистительные».
Именно эту задачу — чтобы души умягчились, Светлана считает главной в своем творчестве. Возможно, именно поэтому люди после концерта подходят к ней не только для того, чтобы взять автографы, но и чтобы пообщаться, рассказать свою историю, поделиться впечатлениями о ее творчестве.
— Один раз позвонил человек, спецназовец, который рассказал, что услышал мои песни случайно в Болгарии, в машине. «Я сидел и плакал, — сказал он. — А я ведь столько прошел и столько повидал в жизни…» И это не единичный случай. Было и так: подошел молодой человек после концерта и сказал: «Вообще-то я неверующий…». Потом подбородок задрожал, и он добавил: «Был».
В творчестве Светланы много мудрых и удивительных песен-притч. Одна из них — о двух бывших подругах — Жизни и Смерти — вызывает особенный отклик у слушателей. Две подруги встречаются в кафе и ведут не очень простой разговор. Передать сюжет довольно трудно. Пересказывать притчи Светланы Копыловой мне кажется неправильным. Но ответ на вопрос, почему она называет Жизнь и Смерть подругами, мне было очень интересно услышать от самого автора.
— Мне почему-то именно такими представились они в воображении, — сказала Светлана. — Это одна из немногих притч, сюжет которой пришел мне сам, я не заимствовала его ни в каких изданиях. Я говорю и на концертах, и в интервью, что многие сюжеты для своих песен беру из различных источников. А с этой песней все было иначе. Такой мне почему-то увиделась Смерть — не старухой с косой, как привыкли ее изображать, а эдакой умудренной, как это ни странно, жизнью и опытом, в отличие от (не скажу легкомысленной, но все же не столь философски настроенной) Жизни.
Все мы проходим через этих «подруг». Рождаемся в жизнь, переходим в мир иной посредством другой «подружки» — смерти. И к ним нужно очень правильно относиться. Не знаю, насколько мне удалось передать то, что я хотела, но Промысл Божий готовит нам часто совсем не то, что мы ждем. И важно со смирением и по возможности философски принять, постараться понять и принять то, что Господь делает. Это Его святая воля, и надо верить, что нам это будет во благо. Пусть сегодня кажется, что это несправедливо, что Бог нас оставил. Но через какое-то время мы поймем, для чего это нужно было. И дай Господь, чтобы мы возблагодарили Его не только за то хорошее, что Он дает нам, но и за те испытания, которые Он нам посылает для нашей же пользы. Часто люди приходят в церковь, потеряв близкого человека, как будто в церкви они найдут связь с ушедшим любимым человеком. Так оно и есть! Но именно через эту потерю они обретают в душе веру в Бога, а значит, возможность быть спасенным для вечной жизни. Ведь если человек не хотел думать о Боге и своей бессмертной душе, когда у него все было хорошо, как вразумить его? Господь таким способом привел его для его же блага, потому что Он хочет спасения для всех. Просто у каждого свой путь. Но бывает, что люди погибают, так и не обретя то главное, ради чего пришли в этот мир.
— А что для вас уважение к памяти? К памяти близких, к истории своей страны — ее прошлому?
— Сейчас недалеко от Задонска, в селе Липовка, восстанавливается один храм — во имя преподобного Сергия Радонежского, храм родового имения царского поэта Сергея Бехтеева. Это наша история, наше прошлое. Храм разрушается, и если мы допустим это, значит, мы относимся к нашему прошлому равнодушно. А если мы сделаем что-либо, чтобы его восстановить, значит, Господь, видя наши желания и попытки, конечно же, Сам восстановит его. А мы будем теми маленькими орудиями, кисточками в Божьих руках, с помощью которых Он и будет это делать.
Можно сравнить храм с человеком. Алтарь — самое святое место в храме, а наше тело — это жилище для нашей души, которую можно сравнить с алтарем. Душа без Бога похожа на разрушенный храм. Если мы начинаем заботиться о душе, очищать ее покаянием, в ней поселяется Бог. Храм, в котором идет богослужение, отличается от запущенного храма, как душа, примиренная с Богом, и душа, ожесточенная злобой и ненавистью. Как душа, тоскующая по Божьей любви, жаждет очищения в бане покаяния, так же и храм жаждет обновления, и если мы его восстановим с Божьей помощью, то это будет почитание истории не на словах, а на деле.
Уважение к памяти близких — это часть моей души. Моя бабушка Валя, уже почившая, чью память я не просто чту, а трепетно чту, взрастила меня с младых ногтей. И каждый раз, когда я произношу молитвы о ее упокоении, я искренно прошу Господа, чтобы Он ее помиловал. Как можно жить без такой памяти, не молиться за наших умерших, отошедших в мир иной родных? Ведь мы сами через какое-то время отойдем в загробный мир. И как нам будет отрадно, когда и за нас будет кому помолиться в этой жизни или хотя бы просто вспомнить о нас. Я уж не говорю о том, чтобы вспомнить добрым словом.
У меня в песне про бабушку есть такие слова: «Наше упование — что за расставанием долгожданной встречи будет час… Сердце успокоится, а она помолится у Престола Божьего за нас». Нам, увы, уже не суждено увидеться в этой жизни, но духовная связь все равно остается, и как это отрадно — знать, что душа жива и когда-то наши души встретятся…

1-я статья 2

Алена ИВАНОВА
«Светлана Копылова получила от Бога дар детской, истинной и искренней веры. Вера в Воплощенное Слово и в Церковь всколыхнула в ней прежде затаенное поэтическое чувство. Как отрадно, что исходящее из ее женского сердца слово не туманное и неопределенное в его значениях, не вялое и путаное, но простое, ясное и… прекрасное… Меня удивляет богатство языкового мышления автора, смелость и свежесть ее рифм, тонкое чувство родной речи, в которой органично сливаются в одно русло и церковнославянская лексика, и простое, ничем не приукрашенное народное слово», — эту цитату из предисловия к сборнику стихов Светланы Копыловой «Царская баллада», написанного протоиереем Артемием Владимировым, настоятелем храма Всех Святых, что в Красном Селе, в Москве, смело можно применить ко всему ее творчеству, с которым можно познакомиться на ее личном сайте: www.svetlana-kopylova.ru.

Источник

Наверх