Виктор и Татьяна ТВАРДОВСКИЕ — «СВОЙ ГОЛОС»

     Со времени создания оперы в Италии в 1600 году существовало устойчивое понятие «секреты бельканто». Все это время многие поколения педагогов и певцов пытались проникнуть в тайну этого явления. В 1988 году состоялось грандиозное событие — «секреты бельканто» перестали быть секретами. Автором сенсации оказался педагог, философ, музыкант Александр Михайлович Кравченко. Результаты проведенного им эксперимента по апробации созданной им универсальной методики развития и лечения голосовой функции легли в основу полученного «Авторского свидетельства». Одним из участников экспериментальной группы был автор данной брошюры Виктор Твардовский — ученик и последователь А. М. Кравченко. Благодаря реализации данной методики ему удалось достичь не только определенных вершин исполнительского мастерства и стать солистом оперного театра и дипломантом международного конкурса в Италии, но и приобрести уникальный двадцатипятилетний практический опыт работы педагога-вокалиста.        

     Новизна и основное отличие данного подхода заключается в установлении чётких объективных критериев правильной работы голосового аппарата, как в разговорном, так и в певческом режиме. Основой этой самой «правильности» является определение, удержание и развитие уровня высоких частот. В вокале это довольно известное условие. О нём говорили как о «высокой певческой форманте», «полётности», «носкости», «звенящем голосе», пении в «маску»и т. д. То, что это является одним из главных качеств профессионального голоса — неново. А вот целенаправленное развитие, удержание высоких частот в процессе формирования других певческих навыков, таких как сила звука , звуковысотный диапазон, вокальная фраза, эталонное звучание гласных и т. д., вот это — ново, и ставится во главу угла, являясь фундаментом и необходимым качеством как процесса занятий, так и исполнительской практики. 

     Встав на прочный фундамент высоких частот, ученик под чутким руководством педагога, должен двигаться в направлении освоения всех необходимых качеств профессионального певческого звука. Следующим важнейшим условием правильности функционирования голосообразующей системы является формирование (по необходимости) или удержание двухрегистровой природы певческого голоса.Об этом тоже было известно. Назывались «грудной и головной регистры», «открытый, прикрытый или закрытый звук» и т. д. , но критерии работы данных регистров были размыты.Прежде всего это касалось границ переходов на разных гласных. Александру Михайловичу удалось систематизировать этот вопрос и определить чёткие границы функцианирования регистров (по науке — щиточерпаловидного и перстнещитовидного), а так же методологически решить проблему их выравнивания, имея в виду искусственное занижение этой границы в процессе занятий для решения тактических задач. Стратегически задача ставится самая амбициозная-профессиональное пение на сцене на уровне выдающихся певцов.

     Занятия должны проводится с максимальной интенсивностью, при соблюдении некоторых условий, таких как дискретность, т.е. прерывистости (звуковая нагрузка чередуется с паузой), единообразие (упражнения должны быть спеты многократно одинаково), целенаправленность (задание в виде упражнения должно быть так сформировано, что бы оно выходило за рамки существующего опыта, но не слишком далеко)… Последнее условие, кстати, при его неточном соблюдении, достаточно быстро приводит к формированию отрицательных навыков. А ещё немного погодя и к деградации голоса! Так что ответственность за результат у педагога должна быть высокой, а методика должна подходить всем!

     Сами занятия очень напоминают спорт. Те же принципы формирования навыков: многократное повторение, высокая интенсивность и страстное желание ученика постичь новое. Только в отличие от спорта, в нашем деле не действует принцип подражания. Учитель демонстрацией своего, пусть даже высокопрофессионального голоса, не в силах научить никого ничему. «Делай как я» — не работает. Тем не менее, учитель безусловно должен уметь петь, и – хорошо! Тем более, пройдя путь становления собственного голоса , педагог будет нутром ощущать каждое движение своего ученика.

     Главное же отличие данной методики от всего того, что было до неё, это – научность. На уроке не должно возникать поисковых ситуаций, метод «проб и ошибок» — не приемлем. Точное знание стратегии и тактики урока – залог  искомого результата.

Наверх